Размещение проигрывателя, типы приводов, настройка тонарма

Оптимальное размещение винилового проигрывателя
Все настройки ориентированы на то, чтобы сделать проигрыватель грампластинок акустически нейтральным. Сначала обратим внимание на звукосниматель, его задача - трансформировать механические колебания иглы в электрический сигнал.
Алмазная игла, двигаясь по звуковой дорожке, считывает записанную на пластинке информацию, при этом игла должна быть полностью изолированной от нежелательных вибраций производимых опорным диском, тонармом и мотором проигрывателя.
При взаимном сложении различные искажения мешают точному воспроизведению звука. Если виниловый проигрыватель не имеет фундаментальной установки, он подвергается воздействию нежелательных искажений, например воздействию вибрации, передаваемой от пола, в результате звук получается мутным и мелкие подробности при воспроизведении выглядят размытыми.
Самым удачным местом для проигрывателя виниловых пластинок является его размещение на настенном кронштейне. Это относительно недорогой способ, позволяющий полностью избежать воздействия колебаний производимых другими компонентами стереосистемы в общей аудио-стойке.
После того как виниловый проигрыватель прошел необходимую настройку, при проигрывании знакомых записей можно услышать больше дополнительных нюансов, которые ранее были неслышны. Басы приобретают отчетливость и упругость, а средние и высокие частоты выглядят более выразительными.
 
Типы виниловых проигрывателей по конструкции привода
Проигрыватели грампластинок в зависимости от привода различаются на три основных типа: прямой привод (direct-drive), пассиковый (belt-drive - разновидность ременной передачи, получивший наибольшее распространение) и роликовый привод (idler-wheel drive).
В конце 60-х годов японские инженеры из компании «National/Technics» пришли к выводу, что единственным способом дальнейшего улучшения звучания проигрывателей грампластинок может быть только уменьшение количества трущихся частей. Сама идея прямого привода была запатентована еще 1929 году фирмой «Thorens», чье имя в наши дни является олицетворением проигрывателей с ременным приводом.
В проигрывателях с прямым приводом опорный диск насажен непосредственно на вал двигателя.
Избавиться от вибраций мотора в конструкции с прямым приводом значительно сложнее и такие проигрыватели зачастую могут испытывать повышенную вибрацию от шума двигателя и его подшипников. При этом скорость вращения опорного диска может быть неустойчивой в результате, это приводит к повышенной детонации. Хотя проигрыватель практически мгновенно набирает рабочую скорость.
Тем не менее, во время старта проигрыватели с прямым приводом испытывают больший резонанс, вызванный обратной связью. И все же существуют удачные модели проигрывателей с прямым приводом, однако, как правило, они обходятся весьма недешево.
Исключением являются проигрыватели компании Technics/Panasonic модели SL1100 и SL1200, которые на общем фоне кажутся наиболее предпочтительными.
По утверждениям аудиофилов проигрыватели грампластинок с прямым приводом годятся только для использования на дискотеках или радиостанциях, а у приличного человека дома им совершенно нет места потому, что они не звучат.
В этом высказывании есть доля истины, которая заключается в том, что хороший проигрыватель с прямым приводом действительно характеризуется практически полным отсутствием своего «звукового почерка», который присущ хотя и не абсолютно всем, но подавляющему большинству высококачественных проигрывателей с ременным приводом.
Ременный или пассиковый привод осуществляет передачу крутящего момента от мотора к опорному диску при помощи пассика. Этот способ существенно снижает общий уровень вибраций.
Большинство высококачественных проигрывателей с пассиковым (ременным) приводом не имеют автоматического старта, и точность при выборе нужной звуковой дорожки потребует от пользователя определенного навыка и некоторого терпения.
Пассиковая конструкция позволяет практически полностью избавиться от одной из главных проблем виниловых проигрывателей - передаче моторных вибраций игле звукоснимателя.
Считывание информации записанной на грампластинке происходит во время проигрывания за счет колебаний иглы звукоснимателя, которая переводит механические колебания в электрический ток.
На качество воспроизведения звука оказывают негативное влияние все искажения, в том числе детонация двигателя. Ременный привод эффективно гасит эти колебания.
При пассиковым приводе электродвигатель может устанавливаться на значительном расстоянии от звукоснимателя.
Недостатком ременного привода является его постепенный износ и определенное время, требуемое для достижения рабочей скорости вращения опорного диска.
Роликовый механизм является самым первым приводом, используемым в проигрывателях грампластинок.
В проигрывателях с роликовым приводом мотор передает вращение к опорному диску при помощи резиновых колес. В некоторых конструкциях проигрывателей опорный диск приводился во вращение совмещенным приводом, состоящим из пассика, ролика и шестеренок.
Первые опыты использования роликового привода наблюдались с середины 30-х годов прошлого столетия. В конце 70-х годов выпуск роликовых проигрывателей прекратился. Самые известные модели с данной конструкцией привода: «ЕМТ 9302 и «Garrard 401». 
Конструкция роликовых приводов делится на три группы:
1. Ролик передает вращение в контакте с внутренней кромкой опорного диска.
2. Ролик вращает опорный диск, прижимаясь к наружной части.
3. Вал двигателя передает вращение при непосредственном контакте с прорезиненной кромкой опорного диска.
Роликовая конструкция требует очень точного изготовления, что слишком дорого для современного массового производства.
   
Пара слов о тонармах
Опытные слушатели обычно предпочитают ручное управление тонармом, поскольку при проигрывании такой тонарм наименее подвержен негативному влиянию смежных электронных функций. Поэтому для наиболее точного и чистого воспроизведения звука лучше избегать автоматического управления.
Механизм автоматического возврата тонарма, который срабатывает после окончания проигрывания последней композиции, оказывает самое минимальное негативное влияние на процесс проигрывания, используя для возврата тонарма в исходное положение только триггер микролифта, который лишь касается вала тонарма в конце воспроизведения записи.
Проигрыватели грампластинок с полностью автоматическим управлением (Full automatic), как правило, выбирают начинающие аудиофилы, которые не имеют достаточных навыков воспроизведения виниловых записей и не знакомы с пользой, получаемой от настроек, производимых по рекомендации завода производителя.
Тонармы, которые не имеют регулировку давления иглы, предназначены только для одной модели картриджа звукоснимателя и, при его замене, могут возникнуть определенные сложности.
 
Чтобы выбрать оптимальный вес, произведите калибровку равную нулевому значению. При этом тонарм находится над виниловым диском в плавающем положении и игла не касается поверхности. Затем вращая противовес, установите массу, указанную производителем картриджа. Номинальная прижимная сила обычно составляет от 1 до 2,5 грамма.
Недостаток рекомендованного веса, как и его избыток отрицательно сказывается на качестве воспроизведения звука.
При проигрывании грампластинки возникает центробежная сила, которая направлена от центра, стремясь вытеснить тонарм за пределы опорного диска проигрывателя.
В опорных подшипниках качественных тонармов сила трения составляет около 1% прижимной силы иглы звукоснимателя. Движение иглы к центру грампластинки осуществляется благодаря давлению внешней стенки звуковой канавки грампластинки. Уравновесив тонарм и выставив значение антискейтинга на нулевое значение, достаточно просто подуть на звукосниматель, и он сдвинется в сторону шпинделя проигрывателя. 
Антискейтинг призван скомпенсировать скатывающую силу, которая непостоянна и зависит от конкретного положения тонарма при проигрывании, при этом значение антискейтинга постоянно. Производители используют различные разработки для минимизации этого явления: дополнительные грузики, закрепленные на нити, спиральные пружины, а в тонармах Rega - даже магниты, имеющие направление полюсов навстречу друг другу, однако, полной равномерной компенсации достичь невозможно.

 

   ИП Устинов            Vinyl Maniacs - продажа виниловых пластинок            © 2013